В условиях активного развития строительной отрасли Краснодара и Краснодарского края одной из ключевых задач участников строительства становится минимизация сроков прохождения государственной экспертизы. Предварительная независимая экспертиза проектной и сметной документации играет важную роль в этом процессе, позволяя устранить технические и правовые ошибки до подачи материалов в госорганы. Такой подход повышает эффективность работы, снижает риски приостановки рассмотрения и обеспечивает успешное получение положительного заключения государственной экспертизы с первого раза.
Деятельность по проведению независимой экспертизы регулируется Градостроительным кодексом РФ (ст. 48, 49, 55), Постановлениями Правительства РФ № 87, № 145, № 841, № 369, а также федеральными законами № 384-ФЗ «О техническом регулировании», № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и № 261-ФЗ «Об энергосбережении». На региональном уровне Краснодарский край руководствуется ТЕР, приказами департамента строительства и методическими указаниями по проверке проектной документации. Эти документы определяют порядок подготовки и прохождения экспертизы, а также ответственность участников строительного процесса.
Для заказчиков и проектировщиков Краснодара и Краснодарского края проведение независимой экспертизы позволяет:
В деле № А32-21013/2023 Арбитражного суда Краснодарского края рассматривался спор о нарушении сроков прохождения государственной экспертизы. Независимая экспертиза, проведённая заранее, позволила устранить выявленные несоответствия и сократить общее время рассмотрения проекта. Суд отметил, что предварительная экспертиза способствовала надлежащей подготовке документации и исключила задержки, вызванные возвратом материалов на доработку. Этот пример подтверждает эффективность независимой проверки как инструмента оптимизации сроков проектного цикла.